Особенности светового дизайна

Световая цветная мебель в интерьере
25-10-2021 09:21

Световой дизайн интерьера – это создание комфортного, уютного пространства с учетом взаимодействия с окружающей средой и индивидуальными пожеланиями владельца. При его разработке важно знать физические аспекты света, принципы работы различных источников света.

Основные направления светового дизайна

Дизайнер ориентируется на три пункта – эстетика, эргономика и энергоэфективность.

Основные этапы работы:

  1. Подбор типа освещения. Выделяют основное, акцентное, локальное освещение. Для обеспечения требуемого объема света и передачи общей стилистики пространства применяется основное освещение. С помощью люстр, подвесных ламп и других приборов освещения помещение становится комфортным для нахождения в нем. Создать необходимую атмосферу и придать интерьеру завершенный вид помогает акцентное освещение. Для решения функциональных задач используется локальное освещение.
  2. Тип распределения светового потока. При оформлении пространства используется прямой свет, с помощью которого обеспечиваются требуемые показатели освещенности на поверхности без засвечивания. Рассеянный свет помогает минимизировать тени. Он создаётся при помощи светильников для стен и потолков. Отраженный свет возникает путем преломления луча, попадающего на стены. Для этой цели применяются специальные светильники, кашпо с подсветкой, световые тумбы, световые цилиндры.
  3. Определение вида освещения. Естественный свет оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние. Искусственный свет приходит на помощь при дефиците солнечных лучей. Лампы, люстры и светильники способны создать подобие естественного освещения. Комбинированный свет помогает создать комфортную обстановку в пространстве, распределяя лучи равномерно.

Световой дизайн интерьера

Дизайн световой среды в квартире, доме или офисе должен подбираться с учетом специфики помещения:

  • Свет, чтобы жить. Наше эмоциональное состояние во многом зависит от света. От него зависит наша работоспособность и психологический фон. Естественное освещение занимает самую высокую ступень с световой пирамиды.
  • Свет, чтобы видеть. Для ориентации в темном пространстве нам необходимы источники света. Здесь на первый план вступает искусственный свет.
  • Свет, чтобы работать. Для комфортного чтения, письма, приготовления пищи и других действий, выполняемых каждый день, необходимо равномерное освещение, снижающее нагрузку на зрение.
  • Свет, чтобы чувствовать. Свет – это важный декоративный элемент интерьера. С его помощью можно менять зрительно размеры помещения, акцентировать внимание на отдельных деталях и прятать из поля зрения ненужные моменты. Уютная атмосфера комнаты и положительное эмоциональное состояние — это следствие грамотно разработанного проекта освещения.

Сегодня на пике популярности создание световых сценариев. При помощи инновационных разработок освещением можно управлять (просмотр ТВ, чтение книг, прием гостей, вечерника и т. п.).

Светомебель в интерьере кафе

Особенности архитектурного освещения

Для подсветки фасадов зданий и обеспечения художественной игры света применяется архитектурное освещение. Данный тип наружного освещения применяется для памятников, домов для того, чтобы подчеркнуть в темное время суток красоту объекта.

Архитектурное освещение должно быть функциональным для повышения удобства и безопасности местонахождения рядом с объектом. В этом вопросе особое внимание уделяется подбору источников света. Каждый светильник должен работать с максимальной степенью эффективности.

Архитектурный светодизайн выполняет декоративную функцию. С его помощью улицы городов преображаются, приобретая запоминающиеся черты. Профессиональная подсветка фасадов помогает приобрести зданию архитектурный свет и различные иллюминации. Это может быть неоновое или светодиодное освещение.

Ландшафтный световой дизайн занимает отдельное место в проектировании освещения. При разработке проекта важно выделить основные элементы, определить локальные точки, после этого сформировать плавные переходы между объектами. Для этой цели используются световые шары, кубы, полусферы, фонари, перголы, лавочки с подсветкой.

Световые мячи на придомовой территории

Сценическое освещение – основные аспекты

Сценическое освещение — это приём, помогающий действиям добавить реалистичности, сделать акцент на образах героев. Пространство действия и зрителей взаимодействует в течение всей постановки. Грамотно подобранное освещение помогает создать необходимую атмосферу и сконцентрировать внимание зрителя на нужных моментах.

Для верного подбора освещения требуются профессиональные знания, использование подходящего оборудования. Свет во время концерта должен характеризоваться интенсивностью, направленностью. Схема размещения оборудования зависит от задач конкретного мероприятия и прорабатывается заранее. Число светоприборов адаптируется под габариты сцены. Соответственно, освещение может быть динамическим, статическим, фоновым, декоративным.

Музейное освещение – как организуется?

Музейное освещение создается с целью придания особенностям каждому экспонату и облегчения ориентирования в пространстве. Для решения данной задачи требует определиться с типами освещения, рационально расставить источники света и не забывать о профилактике повреждения музейных экспонатов. К примеру, для визуального увеличения объемных фигур необходимо комбинировать рассеянный и прямой свет.

Где обучают световому дизайну?

Световому дизайнеру обучают на площадках архитектурного института. В процессе обучения слушатели обучаются выстраивать световые композиции различного вида на архитектурных макетах, в интерьере, музеях, или фасаде здания, обсуждая, анализируя и резюмируя полученный опыт.

Обучение lighting design проходит в формате теоретических и практических занятий, по итогам которых слушатель может стать экспертом в светодизайне.

Светодизайнер – это специалист, который занимается разработкой проектов освещения интерьера, зданий, музейных и сценических пространств. Данный специалист отслеживает ситуации на рынках интерьерного и технического света и при необходимости может проанализировать светотехнических производителей.

Световой дизайн города или интерьера существует в контексте нерушимой триады «Свет – Пространство – Человек», в котором исключение хотя бы одного компонента приводит к потере смысла. А сама профессия светодизайнера находится на пересечении нескольких областей знаний: о том, как появился свет, о приемах освещения, о взаимодействии света с окружающим пространством и о его влияния на человека.